Классный час . Итоги года
https://drive.google.com/open?id=1y51a0YbUXoc5s2C2TDYcXvYcQKvuvkTq
Как улучшить плохой почерк ребенка: советы родителям
Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании важного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько. Неудобное положение ребенка во время письма. Это один из основных факторов формирования некрасивого почерка. Родителям стоит проследить за этим. Возможно стол, за которым учится ребенок, слишком высокий или, наоборот, низкий. Ребенку сидеть за ним неудобно. Спина находится в неправильном положении, а соответственно, и письмо выходит кое-как. Родителям стоит проследить за правильным положением спины и рук ребенка в течение 2-3 недель, а дальше такое положение войдет в норму школьника. Улучшится при этом и качество письма. Неправильное положение тетради во время письма. Тетрадь должна лежать под углом 15 градусов вправо к краю стола. Это позволит ребенку сформировать правильные навыки письма, легко писать буквы и слова. Важно также обратить внимание на обложки для тетрадей. Они помогают не только сохранить опрятный вид тетради, но и позволяют ей свободно скользить по столу во время письма. Поэтому родители должны отдать предпочтение гладким обложкам, и не пользоваться модными жесткими. Неправильное держание ручки во время письма. Это тоже довольно распространенная проблема. Часто дети слишком сжимают ручку или неправильно держат ее, что влияет на калиграфичнисть почерка. Письмо должно быть легким, без усилий. Ручку ребенок должен держать тремя пальцами, зажимая ее между большим и средним пальцами. Указательный палец должен быть сверху ручки. Родителям стоит обратить внимание на выбор ручки для письма. Выбирая со своим школьником или школьницей красивую ручку, они должны обязательно проверить качество письма, особенности пасты, а также удобство ручки. Часто дети хотят приобрести что-то яркое и особенное с канцтоваров, но таким принадлежностями очень часто трудно или неудобно пользоваться во время длительного письма. Нарушение мелкой моторики рук. Это может проявляться при написании букв разного размера, наклонов их в разные стороны, неправильности завитков, слова выходят за пределы строк и тому подобное. Чтобы устранить эту проблему родителям стоит заняться вместе с ребенком специальными тренировочными упражнениями — завязывание шнурков, перебирание круп, которые можно превратить в интересное соревнование на время. Развить мелкую моторику рук помогают занятия по лепке, вышиванию, плетению и тому подобное. Благодаря систематическим ежедневным занятиям можно добиться быстрых впечатляющих результатов.
11 способов увлечь ребенка учебой
https://shop.dnevnik.ru/dnevnik-journal/dlya-roditeley
ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ
Несколько полезных советов.
1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.
2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).
8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.
Десять заповедей для родителейРебенок – это праздник, который всегда с тобой.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Хорошие дети – у хороших родителей.
Многие родители требуют от школьника хороших отметок. Но для этого и сами родители должны быть гораздо более терпеливы.
Психологи советуют:
- предоставьте ребенку право самому решить, когда он будет делать уроки. Ваше дело – помочь ему выдержать график, только так он привыкнет к ритмичной работе;
- лишь в самых крайних случаях делайте вместе с ним домашние задания – только когда видите, что без вашей помощи не обойтись;
- не паникуйте, если у ребенка появляются трудности в школе.
- в домашних разговорах не касайтесь слишком часто школьных тем – ребенку надо отдыхать от школы;
- не давайте убедить себя, что занятия с репетитором – лучшее средство получить хорошие оценки;
- не старайтесь все время водить ребенка за руку, позвольте ему с самого начала школьной дороги учиться быть самостоятельным и ответственным.
- Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:
- Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.
- Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
- Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
- Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
- Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 1Б КЛАССЕ
«ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ У РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовительная работа: проводится
анкетирование учащихся, заготовка текстов с ситуациями для работы групп.
АНКЕТА:- Кого или что ты больше всего любишь?
- Что тебе дома делать нельзя?
- Что было бы, если бы ты стал взрослым?
Конечно, все
вопросы разрешить сегодня нам не успеть, но думаю, что каждый из вас по ходу
разговора сделает для себя соответствующие выводы.
Разъясним
сначала понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю
русского языка» С. И. Ожегова:
(слайд3)
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и
проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность
– правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые
человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль –
правила нравственности, а также сама нравственность.
Фундамент нравственного поведения закладывается в школьном возрасте,
происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться
общественная нравственность личности. Основной деятельностью для него
становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность
учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не
то, что хочется.
Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения учащихся
и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым
процессом. Разрозненные усилия учителей
и родителей не дадут ощутимых
результатов. Это и понятно: их ученики постоянно общаются с другими ребятами,
которые не выполняют соответствующих правил, для которых вежливость, точность,
аккуратность не обязательны.
Непременным условием успешного воспитания, в
том числе и культуры поведения, является единство требований. Единые требования
к внешнему виду, к речи, к поведению на перемене, в классе, в школьной столовой,
на улице, в общественных местах и т. д. Это единство требований должно
распространяться и на семью.
(слайд4) Василий Александрович Сухомлинский отмечает, что воспитание – это
постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и
формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что
идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.
(слайд5) Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются
в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,
долговременную и важнейшую роль.
.
(слайд6) Задачи родителей в
воспитании культуры поведения у детей:
ü
Воспитание уважения к людям и результатам их
труда.
ü
Правила поведения и хорошие манеры в гостях,
дома, на улице, в общественных местах.
ü
Культура речи ребёнка.
Итак,
составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура
поведения.
Вежливость - это самая простая и необходимая форма
общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого
отношения к разным людям: к родителям и близким, к учителям и другим работникам
школы, к незнакомым.
Школьники нередко считают, что вежливыми они должны быть только со
взрослыми, и забывают о правилах культурного поведения при общении со
сверстниками. На это следует обращать особое внимание, потому что в
подростковом возрасте привить эти навыки и привычки будет намного сложнее.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям
нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от
ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина?
Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о
чем мы говорим? Дети − наши постоянные свидетели, они видят наши падения,
срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.
(слайд7) Будем помнить о том, что личный пример – это основное условие воспитания
культуры у детей.
СЕМЬЯ.
Какое определение вы можете дать этому понятию?
Ответы родителей
Все вы
совершенно правы.
Мне хочется
добавить, каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим.
Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую
жизнь. А показателем нравственного воспитания ребёнка будет не то, как он ведёт
себя в вашем присутствии, а то, как ведёт себя ребёнок в ситуации общения с
другими людьми без вашего присутствия и контроля: говорит ли он вежливые слова,
не проявляет агрессию, доброжелателен к собеседнику.
Ваши ребята
писали о том, кого или что они любят больше всего.
Оглашаются результаты анкеты по первому
вопросу.
Ответы детей класса:
Приятно, что
все ваши дети отметили, что они любят маму и папу, своих родных, домашних
животных
Я думаю, что вам
уже удалось воспитать в них чувство любви и уважения к себе и близким.
Хочется
верить, что духовные ценности останутся у ваших детей в ряду главных. Надо только помочь им в этом,
больше времени уделяя общим семейным делам, совместным выходам на природу, в
гости к бабушкам и дедушкам.
(слайд8) Работа в группах. Ситуация № 1.
« Мама, стараясь
помочь своему ребёнку в учебном процессе, заполняет за него дневник, целиком делает
за него задания творческого характера, во многом перекладывает на себя
выполнение учебных заданий. Помощь ребёнку осуществляется и в бытовых вопросах:
зашнуровать ботики, помыть обувь и т.д.» Ваши советы и пожелания этой маме.
Родители высказывают своё мнение вслух.
(слайд9) ВЫВОД: поведение родителей определяет
поведение детей. Ребёнок не научится самостоятельности. Поскольку это не
обусловлено поведением мамы.
Какими же быть
нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь
рост ребёнка включает в себя и конфликты?
(слайд10) Давайте посмотрим, что же НЕЛЬЗЯ нашим
детям.
Анализ ответов на второй вопрос анкеты.
Основные НЕЛЬЗЯ, выписанные на доске, открываются и показываются родителям.
НЕЛЬЗЯ ДОМА:
ü
Обижать маму –
ü
Нельзя трогать спички –
ü
Смотреть телевизор и играть в компьютер –
ü
Трогать
сигареты и зажигалку –
ü
Бегать
ü
–Всё
можно
ü
– Бить
посуд у
ü
Прыгать
из окна –
ü
Трогать плиту –
ü
- Нельзя кричать –
ü
Открывать дверь чужим –
ü
Слушать музыку –
ü
Играть в футбол –
ü
Играть в мяч с котом –
ü
Долго играть в компьютер –
ü
Ссориться с сестрой –
Как вы
думаете, что же по-настоящему НЕЛЬЗЯ и что всё-таки можно разрешать нашим
детям?
Обсуждение. Вычеркнуть из списка лишнее.(на
доске )
(слайд11) ВЫВОД: Будь к своему ребёнку в
меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе всё
хорошее и передай это детям.
О правилах
поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно
много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный
выход в конфликтных ситуациях между детьми? Ещё один пример рассказан в
ситуации № 2.
(слайд12) Ситуация № 2
«Ребята отдыхали
на перемене. Андрей бегал за Мишей и задирался к нему. Миша сначала уходил от
Андрея, на потом не вытерпел, и набросился на него с кулаками. Андрей, конечно
же, тут же по телефону пожаловался на Мишу маме. Мама Андрея придя со школы за
ребёнком отругала Мишу. Учительница же объяснила: из Миши получится человек,
который сумеет постоять за себя. Не упрекайте его.».
(слайд13) ВЫВОД: прежде чем дать оценку
действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов!
Вежливость –
это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому,
подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.
(слайд14) ВЫВОД: Школа – общественное место, где в одно время присутствует
много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать
и разрешить их, но не всегда это удаётся. Поэтому, если с вашим ребёнком что-то
случается, а учитель не в полной мере сумел разобраться, - не задерживаясь,
приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой. Помните о том,
что учитель- прежде всего хочет помочь Вам и это Ваш союзник в воспитании
ребёнка. А для сотрудничества нам нужны положительные эмоции, терпение, такт.
Старайтесь не игнорировать замечания учителя, даже если Вы не согласны. Если
Вас что-то не устраивает, скажите это, не держите обиды в себе. Только вместе
мы сможем добиться хороших результатов.
Слайд
15Оцените действия мамы в
ситуации № 3
Ситуация № 3
Как можно
избежать конфликта?
Семилетний
Миша только что получил подарок от тёти. Он сильно сдавливает коробку, чтобы
узнать, что там внутри.
М а т ь. Миша,
сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?
М и ш а (сердито). Спасибо!
М а т ь. Вот и
хорошо.
Ситуация обсуждается и делается вывод.
Слайд 16 Как правильно делать замечания
ребёнку? Можно с раздражением крикнуть:
«у тебя опять беспорядок в комнате, быстро всё убери!» такое замечание ничему
не научит ребёнка. Замечания –приказы развивают в ребёнке боязливость. Он
станет выполнять всё из страха перед Вашим гневом. А можно сделать это
замечание в виде просьбы близкого человека. Дети, как и взрослые болезненно
относятся к критике. Грубое, резкое замечание может заставить ребёнка
замкнуться в себе. Поэтому чаще вуалируйте замечания под пожелания и
обязательно объясняйте, почему Вы просите ребёнка что-то сделать. Только не
стоит постоянно взывать к чувству долга ребёнка и спекулировать на его любви к
родителям.
Третьим
пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребёнка.
Речь наша
богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых и от
детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше
внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. В
гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим,
унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и
нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей?
(слайд17) Кл. рук-ль читает ответы ребят на третий
вопрос анкеты:
Что
бы ты сделал, если стал взрослым?
ü
Поступил в институт –
ü
Женился, вышла замуж –
ü
Устроился (лась) на работу –
ü
Купила бы дом –
ü
Буду заниматься спортом –
ü
Родил(а) детей –
ü
Буду заниматься танцами –
ü
Сделал бы так, чтобы мама была счастлива (1
чел.)
ü
Не хочу становиться взрослым
Что ж, методы
воспитания налицо. И нам стоит задуматься, как сделать так чтобы ценности
семьи, добра остались, чтобы не воспитать в нём чёрствость, жестокость, грубость.
II.
Практическая часть.
Слайд 18
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в
определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:
Если:
1)ребенка постоянно критикуют, он учится (ненавидеть):
2)ребенок живет во вражде, он учится ... (быть
агрессивным);
3) ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с
чувством вины);
4)ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать
других);
5)ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным);
6) ребенок растет в честности, он учится ... (быть
справедливым);
7)ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в
людей);
8)ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);
9) ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым);
10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ...
(находить любовь в этом мире).
Рисунки
на доске. А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и
эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные., беседуйте о
нормах этического поведения.
Верится, что
каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с
детьми.
А решением
нашего родительского собрания могут стать те выводы, которые были сделаны в
ходе нашего собрания.
1. Портфолио
2. Выполнение
р.н.о. и заполнение дневников.
3.Блог
(консультации для родителей четверг с 10.30.-11.15. изменено в соответствии с
расписанием звонков).
4.Учебники на
следующий год.
5.В конце
марта праздник «Прощание с Азбукой».
6. Праздники
23 февраля – конкурсная программа для мальчиков (приготовить подарки), без
участия родителей. 8 марта- праздник для мам (перед выходными, чтобы не
совпадал со школьным праздником), приготовить подарки для девочек. Мамам дети
готовят сами.
7.
Благодарность родителям…..
8. Отчет по
деньгам…
9. Выступление
Марьенко Н.В. с информацией с общешкольного родительского комитета.
Спасибо всем
за работу.
Как помочь детям учиться читать.
Читайте доклад https://drive.google.com/drive/my-drive
Как выполнять домашние задания.
Читайте доклад https://drive.google.com/drive/my-drive
Как выполнять домашние задания.
Памятка «Садимся
за уроки»
1.
Садись за уроки всегда в одно и то же время.
2.
Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
3.
Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты
работаешь, должно быть тихо.
4.
Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли
задания записаны в дневнике.
5.
Приготовь письменные принадлежности для занятий.
6.
Убери со стола все лишнее.
7.
Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой
учебник…
|
Памятка «Как
приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
Начните с предмета, который легче всего дается
ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не
выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их
самому. Старайтесь избегать слово «ошибка».
Не высмеивайте «ошибки» своих
детей.
Математика. Таблицу умножения
повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте
школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не
может справиться с задачей, покажите
как это сделать на примере аналогичной задачи.
Чтение. Один раз ребенок читает
сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то
место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно
читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по
ролям.
Русский язык. При трудностях
выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При
письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока
он не выполнит задание, не стойте за спиной.
Природоведение – не только по
книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и
подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.
Если не успели приучить к самостоятельности в 3
классе, ваш шанс – четвертый. Делайте все,
как в третьем.
|
Портфолио ученика
Системная оценка личностных,
метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках
накопительной системы – рабочего Портфолио.
Портфолио ученика:
·
является
современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным
на обновление и совершенствование качества образования;
·
реализует
одно из основных положений Федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных
учебных действий;
·
позволяет
учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий
учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе
начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов
образовательного плана;
·
предполагает
активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе
проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио
представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят материалы,
представляющие достижения учащегося.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном
процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ
фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные
доказательства образовательной деятельности ученика; повод
для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Преимущества Портфолио как метода оценивания
достижений учащихся:
·
сфокусирован
на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми
являются УУД (универсальные учебные действия);
·
учитывает
особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная
ситуация) – осмысление – рефлексия;
·
позволяет
помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное
присвоение информации и размышлять о
том, что они узнали.
Организация системы внутренней накопительной оценки
достижений учащихся. Портфолио.
В системе оценивания на начальной
ступени обучения будет использоваться
преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом (школой), которая
включает разнообразные методы оценивания:
Ø
наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в
обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма,
или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием
навыков учения и др.),
Ø
оценку процесса выполнения учащимися
различного рода творческих работ;
Ø
оценку результатов рефлексии учащихся
(разнообразных листов самоанализа,
протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.).
Система дополнена методами,
позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный
результат усилий, который можно определенным образом связать с достижением того
или иного уровня компетентности.
Методами,
служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации
крупных целостных законченных работ, отражающие
результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного
времени и требующих
для своего выполнения активизации различных
сторон учебной деятельности - от навыков организации своего процесса учения до
отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Условия выполнения итогового оценивания на основе
результатов внутренней,
накопленной за четыре года обучения, оценки
Первое условие относится к
возможности независимой перепроверки результатов иными лицами (например,
родителями или инспектором). Тогда все (или наиболее значимые) промежуточные
результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и хранится в
определенной системе, т.е. входить в портфолио
ребенка. Учитель по первому требованию предъявляет эти результаты
любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями
запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать
правомерность и правильность выставленной итоговой оценки.
Второе условие связано для
учителя с необходимостью получить необходимую квалификацию в области
использования внутренней системы оценивания, выстроенного на критериальной
основе.
В состав портфолио каждого ребенка для
характеристики сторон, связанных с его/ее
учебной деятельностью, должны входить:
1) подборка детских работ, которая
демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более
высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии; выборка работ из «Папки
письменных работ» по русскому языку, математике, окружающему миру, английскому
языку, информатике; дневники читателя; выборка работ по проведенным ребенком в
ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
2) систематизированные материалы текущей оценки
-
отдельные листы наблюдений,
-
оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения
отдельных видов работ,
- результаты стартовой диагностики (на входе,
в начале обучения), промежуточного контроля, итогового контроля и результаты
тематического тестирования; выборочные
материалы самоанализа и самооценки учащихся;
3) материалы
итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились.
Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные
документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой
деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное,
целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным
аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во
всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
Разделы рабочего Портфолио
1.
Содержание
портфолио (перечень представленных в портфолио документов)
2.
Письмо
владельца портфолио (самостоятельно или с помощью родителей, учителя определяется
цель выполнения данного вида работы, строятся планы по достижению цели)
3.
Информация
о владельце портфолио (по желанию владельца вносится любая личная информация,
например: Кто я? Моя семья, мои родители, мои друзья. Больше всего я люблю…До
школы у меня было много успехов…и пр.)
4.
Паспорт
«Учебные достижения»;
5.
«Языковой»
паспорт (результаты продвижения в
изучении и в овладении изучаемым языком (английским): сертификаты, дипломы, результаты тестов, самостоятельных
и контрольных работ);
6.
Паспорт «Любознательного ученика» (участие в олимпиадах, викторинах, конференциях
предметной направленности)
7.
Паспорт
«Творческиактивного ученика» (участие в
выставках, конкурсах, смотрах, фестивалях)
8.
Паспорт здоровья
9.
Характеристики владельца портфолио (характеристику могут составить родители,
классный руководитель, педагоги дополнительного образования, психолог, логопед,
социальный педагог)
10. Рефлексия
(самостоятельно или с помощью родителей, учителя проводится анализ результатов
достижений владельца портфолио, составляется план дальнейших действий,
проводится в начале года и в конце года)
Третьеклассник.
Какой он?
Третий класс является
переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети
начинают действительно осознанно
относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок
пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы
предотвращения последних, то есть развивает
познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих
способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по
образцу, следовать инструкции.
В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.
Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.
Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается
сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей.
Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к
педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по
душе. Появляется способность хорошо
дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать
причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается
сильное стремление к лидерству,
острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству
в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять
задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться
тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье,
оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не
удовлетворяют. Появляется желание больше
свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
Как
творчески развивать ребенка Рекомендации родителям.
1 Отвечайте на вопросы
ребенка терпеливо и честно.
2. Воспринимайте вопросы
и высказывания ребенка всерьез.
3. Предоставьте ребенку
комнату или уголок исключительно для его дел.
4. Найдите место, где
ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
5. Не ругайте ребенка за
беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако
требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
6. Покажите ребенку, что
его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и
достижения.
7. Поручайте своему
ребенку посильные дела и заботы.
8. Помогайте ему строить
свои собственные планы и принимать решения.
9. Помогайте ему улучшать
результаты своей работы.
10. Берите вашего ребенка
в поездки по интересным местам.
11. Помогайте ребенку
общаться с ровесниками из разных культурных слоев.
12. Не сравнивайте своего
ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки..
13 Не унижайте своего
ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
14. Приучайте вашего
ребенка мыслить самостоятельно.
15. Снабжайте ребенка
книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
16. Побуждайте ребенка
придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
17. Приучайте ребенка к
регулярному чтению с малых лет.
18. Со вниманием
относитесь к его потребностям.
19. Включайте ребенка в
совместное обсуждение общих семейных дел.
20. Не дразните ребенка
за ошибки.
21. Хвалите за любые
успехи.
22. Учите его общаться со
взрослыми любого возраста.
23. Разрабатывайте
практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
24. Не запрещайте ребенку
играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.
25. Побуждайте ребенка
находить проблемы и затем решать их.
26. Хвалите ребенка за
конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.
27. Не ограничивайте
темы, обсуждаемые ребенком.
28. Давайте ребенку
возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
29. Помогайте ребенку
стать личностью.
30. Помогайте ребенку
находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
31. Развивайте в ребенке
позитивное восприятие его способностей.
32. Поощряйте в ребенке
максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.
33. Верьте в здравый
смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
34. Предпочитайте, чтобы
основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял
самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте
ребенку такую возможность.
35. Ведите дневник
наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.
https://drive.google.com/open?id=1y51a0YbUXoc5s2C2TDYcXvYcQKvuvkTq